Выберите язык:
ru
Офис в Финляндии+ 358 52 601 160
Офис в Литве+ 370 46 420 317
Офис в России+7 (812) 441-38-62
Навигация

ТАМОЖНЯ МЕНЯЕТ ПРАВИЛА ИГРЫ С РИСКАМИ

Месяц назад вышел приказ ФТС №280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками», который за последний месяц сильно изменил логистические потоки и поменял правила игры для участников ВЭД.

Суть в том, что теперь все таможенные инспекторы выпускают товар «в тираж» только по цене, указанной в «профиле риска стоимости». Даже если цена, которую декларирует импортер, подтверждена полным пакетом документов, включая контракт с производителем. Напомним, что «профиль риска стоимости» — это минимальные ценовые показатели для различных импортных товаров, которые выставляет сама таможня в соответствии с законом «О таможенном регулировании». Этот непрозрачный и закрытый процесс формирования профилей вызывает большие сомнения у представителей бизнеса, поскольку в большинстве случаев минимальная стоимость товара от ФТС значительно превышает его рыночную цену.

В итоге пострадает конечный покупатель, ведь чем меньше фискальная такса, тем меньше стоимость. К примеру, вы закупили товар N по 50$, а таможня говорит, что вы ее обманываете и у них в «профиле риска стоимости» этот товар N стоит 100$. Вам приходится платить пошлину (10-15%) уже со 100$. При больших объемах груза вы все время будете переплачивать тысячи долларов с каждой поставки и нести дополнительные расходы на судебные разбирательства с таможней, чтобы вернуть свои деньги назад. Все это неминуемо скажется на конечной стоимости. Например, по мнению импортеров, смартфоны, одежда, обувь, мебель и бумага могут подорожать минимум на 5–7%.

Таким образом, глава ФТС Андрей Бельянинов хочет бороться с серыми схемами по уклонению от уплаты пошлин и НДС, а также повысить объемы фискальных сборов в бюджет. Проблема только в том, что пострадают не только нечистые на руку таможенники и предприниматели, но и законопослушные представители бизнеса, которые имеют на руках все подтверждающие документы.

Мы постарались собрать мнения специалистов из разных портов балтийского бассейна о том, как приказ ФТС №280 повлиял на рынок логистики:

Касательно таможенной практики «подач ниже риска»:
При долгосрочной работе участников одного грузопотока, как известно начинают действовать договоренности участников, возможные скидки на перевозку и растаможку в том числе. Так абсолютно белый товар может получить у определенного терминала скидку подачи декларации «ниже риска», за регулярность работы и отсутствие проблем. Не так давно эта действительность была разрушена Андреем Бельяниновым, руководителем ФТС.
На деле товары определенных групп и кодов (указанных в новости в телетайпе Бельянинова) продолжили декларировать ниже минимальной рисковой стоимости, но оплачивать «дополнительное обеспечение для ФТС» (причем сумму обеспечения называет таможня и зачастую она больше чем декларирование груза по минимальной стоимости), а позднее планируется подавать в суд на ФТС на возврат возможного дисконта.
Крупные игроки даже начали создавать специальные отделы в фирмах, занимающиеся подготовкой необходимых документов, согласования с юристами и тд.

— Артем Олонцев, руководитель компании Reartek (Таллин)

 

С практической стороны явно заметно увеличение работы для площадок через Прибалтику на Россию с растаможкой в Республике Беларусь. Если раньше большинство контейнеров из Клайпеды вывозилось литовскими перевозчиками, то сейчас на рынке больше заметны именно российские и белорусские перевозчики, так как литовские машины не могут возить грузы с растаможкой в Минске (за это конфискуют тягачи). Всё это больше становится похоже на перевозку продуктов эмбарго, ни для кого не секрет, что часть запрещенной продукции из Европы с самого начала и до сих пор перевозят точно так же — с растаможкой в Республике Беларусь и эту проблему до сих пор до конца не смогли решить. Исходя из всего перечисленного можно предположить, что пока не налажена система, которой довольны будут обе стороны (импортёры и ФТС), ведь сейчас прибыль получает Беларусь и отчасти перевозчики таможенного союза.

 

— Артур Пулейкис, руководитель Solid Way UAB (Клайпеда)

 

Ситуация очень неоднозначная. Многие наши клиенты приостановили потоки, а текущие грузы застряли на таможенных постах, так как разница в платежах на некоторые группы товаров доходит до 10 млн рублей, что зачастую делает товар дороже для конечного потребителя, который покупает продукцию у нашего клиента еще когда товар в море. Получается, по приходу стороны не могут договориться, кто должен платить и переплачивать за увеличение рисков.

 

 — Наталья, менеджер по работе с клиентами ТЭК- ПОРТА (Санкт-Петербург)

 

Через Котку внезапно увеличился контейнерный грузопоток, в связи с чем появилась острая нехватка транспорта. Во многом данный дисбаланс между спросом и предложением, то есть грузом на вывоз и доступным под него транспортом, вызван задержкой грузового транспорта на таможенных постах. Ввиду невозможности оформлять как прежде, то есть с подтверждением стоимости многие импортеры остались наедине со своими финансовыми проблемами. Некоторым просто негде взять деньги на внезапно повысившиеся таможенные платежи. Поэтому машины с контейнерами стоят неделями. Договориться, как раньше, стало невозможно, — инспекторов, чуть ли не под угрозой увольнения, вынуждают выполнять поставленные приказы «не отступать и не сдаваться», но не оформлять по первому методу.

Также стали появляться запросы на перевозку следующего характера: Котка — Минск — Москва, что еще раз подтверждает тенденцию к изменению логистических потоков в связи с принятым ФТС приказом.

 

— Вячеслав Новиков, директор по развитию Solid Way Oy (Котка)

 

К чему приведет приказ ФТС №280?

Резкое, но кратковременное увеличение бюджета не решит проблему увеличения таможенных сборов

Импортеры будут вносить обеспечение, чтобы их груз не задерживали, а затем в массовом порядке начнут подавать иски к ФТС о возврате этих средств. Подобные прецеденты случались раньше, и, чаще всего, суды были на стороне бизнеса.

Упадут объемы внешнеэкономической деятельности

Так как предприниматели будут вынуждены вынимать из оборота дополнительные средства для внесения обеспечения, а вернуть их удастся лишь через несколько месяцев через суд.

Таможенное оформление уйдет в Белоруссию

Логистические потоки уже сейчас проходят через Белоруссию и Казахстан, так как эти страны являются членами Таможенного Союза, поэтому через них по-прежнему можно подтверждать реальную стоимость товара.

 

Итоги

Приказ ФТС №280 получился недальновидным и непродуманным. Об этом говорят не только эксперты, но и участники рынка. Экстренное пополнение бюджета за счет рисков будет кратковременным. Кроме того, оно спровоцирует резкое снижение импорта и отвод таможенных платежей в другие страны таможенного союза.

Все «договоренности», которые были у предпринимателей с постами, стали неактуальными, поэтому в ближайшее время начнут процветать брокеры, умеющие возить товар контрабандой. Их, конечно же, начнёт ловить таможенная правоохрана. Вопросы будут решаться с ней на месте, что просто перенаправит денежные потоки из одного ведомства в другое. При этом стоимость новых «договоренностей» скорее всего серьёзно увеличится, ведь правоохрана имеет намного больше точек влияния.

Многие таможенные представители стали рассчитывать запросы клиентов только с учётом возможного обеспечения «до уровня  риска»: если клиент хочет ввезти товар по 2$, а в риске 4$, то ему необходимо внести это обеспечение и быть готовыми к тому, что сможет вернуть разницу только через суд.

Главное, что всё равно пострадает конечный потребитель. Какие-то грузы будут стоять на таможне, те, что уедут, будут неизбежно дороже.

В сложившейся ситуации мы предлагаем оптимальный вариант доставки вашего товара через порт Клайпеда (Литва). Его географическое расположение является наиболее удачным для грузопотоков с Китая. Ваш контейнер приходит в Клайпеду, оттуда едет в Минск, где происходит таможенное оформление. Далее мы доставляем груз прямо на ваш склад в любую точку России. В этом случае вам не придется платить за товар по таможенным рискам или нарушать закон, перевозя его контрабандой. При этом вы сэкономите значительные средства, не выводя из бизнеса дополнительные деньги на обеспечение и последующие суды с таможней.

ПРОЦЕСС ОФОРМЛЕНИЯ ЭКСПОРТА ИЗ РФ В ЕС
СТАТИСТИКА ГРУЗООБОРОТА ФИНЛЯНДИИ
Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами,  для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в  нашей Политике в отношении файлов Cookie.