Выберите язык:
ru
Офис в Финляндии+ 358 52 601 160
Офис в Литве+ 370 46 420 317
Офис в России+7 (812) 441-38-62
Навигация

ГЛАВНЫЕ «УБИЙЦЫ» ГРУЗОПЕРЕВОЗОК В 2015

Как заявляет Росстат, за 11 месяцев 2015 года грузооборот автотранспорта составил 211 млрд т-км, что на 6% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. Объемы перевозок сократились соответственно на 7,6%. В данный момент итоги декабря еще не подведены, что не позволяет оценить весь год в целом. Но опрос автоперевозчиков дает четко понять, что декабрь не сильно повлияет на годовые показатели.

 

Импорт и Экспорт

Начало 2015 года стало для российского рынка автотранспорта едва ли не катастрофическим. По данным того же Росстата, в январе и феврале автомобильные грузоперевозки в РФ стали единственной отраслью, в которой убытки составили 7,3 млрд рублей. Основные причины подобной ситуации можно связать с «антисанкциями» (запрет на ввоз в РФ продовольствия из ЕС, США и ряда других стран) и сокращением импорта промтоваров (из-за обесценивания рубля). Например, ввоз молочной продукции в РФ за I полугодие 2015-го года (по данным финской компании Valio) сократился по сравнению с 2013 годом на 85%.

Особенно сильно почувствовал на себе кризис северо-западный сегмент рынка, ориентированный на международные перевозки. К примеру, поток контейнеров, идущих из портов Финляндии, сократился на 40% (по данным Росстата). В первые месяцы 2015 года заказы на услуги международных автоперевозчиков сократились более чем на 50%, достигнув минимума последних пяти лет. Обострившаяся конкуренция вынудила многих игроков рынка соглашаться на работу по минимальным тарифам(их уровень вернулся к значениям 2014 года). Все это привело к сокращению успешных логистических компаний.

С середины года ситуация стала улучшаться. По словам руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО) Александра Дацюка, поставщики начали заключать договора с новыми производителями из стран, не подпавших под «антисанкции». Импорт стал потихоньку возрастать: в четвертом квартале спад уменьшился до 20%. Это незначительно улучшило общегодовые показатели, по итогам 2015 года объем международных грузоперевозок в СЗФО упал всего на 25%.

Стоит отметить, что в первом квартале 2015 года отрицательная динамика наблюдалась не только в импорте, но и экспорте. С января по апрель автотранспортом из РФ в ЕС (по данным отдела аналитики ГК Tels) было перевезено на 4% меньше грузов, чем за аналогичный период 2014-го. Не малую роль в этом сыграло уменьшение продаж за рубеж топлива и металлов.

Летом был отмечен рост экспорта из РФ в ЕС сырьевой продукции: древесины, металлопродукции, химии и строительных материалов. В июне – августе 2015-го автотранспортом было перевезено на 47,8% больше сырья, чем за аналогичный период 2013 года. Все же до конца года эта динамика не сохранилось.

В целом по итогам 2015 года объем внешнеторговых автоперевозок между ЕС и РФ сократился примерно на 30%. Существенные потери отмечены по направлениям, которые связывают РФ с Польшей, Литвой, Германией, Финляндией, Нидерландами, Италией, Бельгией и Испанией.

 

Лизинг

В мае истек срок действия постановления правительства РФ, дающего отсрочку транспортным компаниям на уплату таможенных пошлин на импорт грузовиков, используемых в международных перевозках и приобретенных в собственность или в лизинг за границей. В АСМАПе этой льготой пользовались владельцы около 10% автомобилей. Большинство же машин приобреталось в России или полностью оплачивалось при ввозе, это позволяло использовать их на внутрироссийских перевозках.

После прекращения действия льготы часть владельцев полностью оплатила пошлины, а остальные вывезли грузовики обратно за границу, чтобы продать их в третьи страны или вернуть лизинговым компаниям. Все это привело к сокращению автопарка Северо-Западного АСМАП примерно на 5%, что никак не повлияло на рынок, поскольку спрос на перевозки сократился в разы больше.

Самой серьезной проблемой стало резкое подорожание лизинга, так как большинство компаний закупало технику у зарубежных лизинговых компаний, которые неизбежно привязаны к иностранной валюте. Рост ставок по кредитам, 60-ти дневные задержки платежей от грузовладельцец и девальвация рубля очень сильно повлияли на экономику грузоперевозок. У многих компаний больше нет возможности не только покупать новую технику взамен устаревшей и аварийной, но и исправно вносить лизинговые платежи.

К концу мая из северо-западного АСМАП вышло 40 компаний: кто-то разорился, а кто-то просто перестал заниматься международными перевозками. В оставшихся организациях происходит резкое сокращение персонала.

 

Таможня

На общую ситуацию также негативно повлияли действия российской таможни, которая ограничила применение процедур пропуска грузовых автомобилей, действовавших согласно Конвенции МДП на территории РФ. Формально конфликтпроизошел между ФТС и АСМАП. В таможне предположили, что организацию, уполномоченную выдавать книжки МДП автоперевозчикам, следует выбирать с помощью конкурса, и попытались отобрать данное право у АСМАП.

Проблему удалось разрешить только в конце 2015 года: 14 декабря был издан приказ ФТС об открытии на границах РФ 45 автомобильных пунктов пропуска с применением книжек МДП. Они расположенны на границах с Финляндией, Украиной, Монголией, Норвегией, Эстонией, Латвией, Абхазией, Азербайджаном, Грузией, Польшей, Литвой.

Стоит отметить, что 20 декабря 2015-го в России вступил в силу приказ Минтранса России № 301, вносящий поправки в порядок выполнения международных автоперевозок, касающихся грузов третьих государств. Теперь не понятно, как в связи с этим будут выполняться процедуры МДП.

 

Платон

Осенью 2015 года на объемах автоперевозок в РФ отрицательно сказался еще и ввод новой системы «Платон», которая подразумевает взимание платы с большегрузов. До начала действия системы «Платон» среднемесячный минус по грузообороту коммерческого автотранспорта в целом составлял около 4,5%, а в октябре этот показатель дошел до 9% по сравнению с соответствующим месяцем 2014 года. В ноябре грузооборот снизился на 7,6%, в декабре ситуация не сильно улучшилась.

Неразбериха в период введения системы привела к тому, что у предприятий в некоторых регионах перешли на отправку продукции в вагонах по рельсам. Однако к концу 2015 года работа «Платона» нормализовалась: около 60% членов АСМАП в СЗФО получили «транспондеры», а остальные в ожидании своей очереди ездят по маршрутным листам.

В данный момент главной проблемой для грузоперевозчиков остается необходимость платить за проезд авансом. Математика довольно проста: в среднем необходимо платить порядка 10 тыс. рублей за каждую нормально загруженную заказами машину, серьезные компании имеют от 100 машин и более, в итоге они должны каждый месяц платить «Платону» 1 млн рублей или больше. Правда на фоне прочих проблем транспортных компаний эти платежи не сильно увеличивают себестоимость перевозок (примерно на 5%). Есть надежда, что правительство реализует пожелание президента и отменит транспортный налог для большегрузов. Этот шаг позволит компенсировать около 30% сборов в систему «Платон».

МАПП «БРУСНИЧНОЕ» БОЛЬШЕ НЕ ПРИНИМАЕТ КНИЖКИ МДП
ПАРОМ ИЗ КОТКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В 2017 ГОДУ
Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами,  для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в  нашей Политике в отношении файлов Cookie.